Республика Коми, г.Сыктывкар,
Димитрова 1/4
(8212) 400-105
(8212) 255-536
olimpiark@yandex.ru


Республика Коми, г.Сыктывкар,
Бумажников 59
(8212) 727-300
(8212) 469-717

Муниципальное автономное учреждение
Спортивная школа
«Северная Олимпия»

Версия для слабовидящих
GISMETEO: Погода по г.Сыктывкар

Новости

03.11.2011

Хоккей – как призвание и профессия

На сайте «Северной Олимпии» публикуется уже не первое интервью тренеров, преподающих в спортшколе. Каждое из них – особое мнение и на свой вид спорта, и на свою работу. Сегодня гостем сайта стал Игорь Владимирович Попукалов, тренер-преподаватель отделения по хоккею с шайбой.

- Сколько лет Вы занимаетесь хоккеем с шайбой?

- Родители поставили меня на фигурные коньки в три года. В хоккейную секцию в Ухте я пошел в шесть лет.

- За что Вам полюбился этот вид спорта?

- У меня родители спортсмены были. Мама – конькобежка. Папа – хоккеист, играл в команде мастеров. От родителей всё, наверное. У нас телевизора не было, постоянно слушали радио – спортивные новости, Чемпионаты Союза, Мира, даже на магнитофон записывали. У меня любимые команды были «Спартак-Москва» хоккей, футбол и баскетбол, ну и ухтинский «Нефтяник», конечно.

- Расскажите о Вашей первой победе…

- Первое у меня было поражение в турнире «Золотая шайба» среди дворов, мне было, наверное, лет восемь или семь. У нас команда была разношерстная. Я уже ходил на секцию, а некоторые мальчишки нашей команды нет. Мы проиграли. То ли 20:0 то 22:0. Тем не менее, заняли третье место, и у меня была грамота. Победа запомнилась в 75 году, тогда в городе Инта проходило Первенство Республики Коми по хоккею среди юношей 60-го года рождения, где я получил приз лучшего вратаря, и это был очень счастливый момент. До сих пор помню.

- Как хоккей стал Вашей профессией?

- Я ходил в детско-спортивную школу в Ухте, потом у меня начало падать зрение, и я с хоккеем распрощался. Но моя мама решила, чтобы я был в спорте, и отвезла меня в Сыктывкар, где я поступил в педучилище. Пока учился, не играл. Потом - армия. Когда вернулся в Ухту, сделал операцию - микрохирургию глаза. Потом я работал инструктором по спорту в тресте «Спецстроймеханизация» в Эжве. В 85 году на комсомольском собрании решили построить хоккейную коробку. Построили. На тот момент я уже давно не играл. Даже специально потом вечером выходил на лёд - проверить стою я или не стою. Тренировал сначала заводскую команду, потом потихоньку и детей.

IMG_5807.JPG

- Что для Вас значит быть тренером-преподавателем?

- Не хочу говорить банально, что это счастье. Это очень трудная работа, порой хочется плюнуть и уйти. Особенно сейчас – такие дети тяжелые. Раньше были бойцы. Мне очень жалко, что у нас хоккей в Эжве развалился. Сейчас в нашей школе хоккей только начинается, а в городе его нет нигде, и играть, по сути, не с кем. Это тяжелый вопрос. Я больше ничего не умею делать. Это всё-таки моя профессия.

- В чём основной интерес тренерской работы? Что «цепляет»?

- Цепляет маленькая зарплата (смеется). Хочется передать что-то, что ты можешь. Даже хотя бы пусть дети не станут чемпионами, пусть они станут нормальными людьми, поймут, что такое мужской коллектив, будут здоровыми, подальше от пивных банок, папирос.

- С кем Вам больше нравится заниматься с взрослыми спортсменами или малышами?

- С старшими легче. У нас взрослых нет спортсменов, есть любители. С профессиональными взрослыми я никогда не работал, там уровень другой. С малышами порой тяжеловато. Когда какой-то маленький успех – кто-то покатился – радостно. А иногда видишь, что на ребенке - крест, а сказать нельзя. Как скажешь? Ну, катается и катается, хотя видно, что тут всё, нужно идти в духовой оркестр лучше. Как ему скажешь, что он не готов. А когда парень быстро начинает что-то осваивать, слушает, тогда - радость.

- В чем возрастные особенности тренировок?

- С теми детьми, которые прошли первый год обучения, уже проще. Не надо ничего кричать. Задаешь определенное упражнение – они его выполняют. А малышам – нужно всё объяснять. Как в садике. Отвернешься – они уже клюшками дерутся. В фигурном катании нет клюшек, наверное, больше везет. И что ещё тяжело - у нас разной подготовки дети. Одни с марта занимаются, другие только начинают. Если одни выполняют упражнение, другие по льду катаются, падают. На этих смотришь – остальные начинают баловаться. В старших группах дети знают, что им надо. Но, чтобы было попроще, нужно всё это тоже пережить.

- На Ваш взгляд, насколько успех команды зависит от усилий тренера?

- Думаю, пополам. Половина - тренер, половина - дети. От тренера вообще многое зависит, от его характера. Можно быть грамотным тренером, но грубияном, можно быть мягкотелым тренером. Мне кажется, нужна золотая середина. У нас нет команды мастеров, мы не ставим огромных целей, что мы сейчас всех здесь «разорвем пополам». Мне кажется главная цель – оздоровление.

- Как Вы настраиваете своих спортсменов на победу?

- Сперва обсуждаем, как играет соперник, его сильные слабые стороны, а потом, что мы можем ему противопоставить, как и где каждый игрок должен сыграть. 50 процентов - моральный настрой: не бояться, но не быть самоуверенными. Радоваться победам и достойно переживать неудачи. Без поражений нет побед.

- Какого принципа Вы придерживаетесь в воспитании хоккеистов?

- Нужно, чтобы у ребенка была работоспособность, усидчивость, стремление, чтобы спортсмен работал кровь из носу. А то есть такие фрукты. Ему форму родители купили, и он сидит собой любуется. Шайба перед носом, а ему все равно. Самое главное, чтобы у ребенка было желание. Воспитание не зависит только от спортивных качеств, нужны и человеческие качества.

- В плане физического и морального развития, что дает хоккей с шайбой своим спортсменам?

- Как почти все виды спорта для мальчишек - работоспособность, мужество, целеустремленность. Не все будут олимпийскими чемпионами, но чемпионами улицы, города, республики - почему нет.

- Хоккей агрессивный вид спорта. Как Вы решаете споры на ледовой площадке?

- В процессе игры всё решают судьи. На тренировках, кто плохо себя ведет, садится на лавку. Остальные катаются – он сидит. Хорошо, конечно, если сразу понял.

IMG_5815.JPG

- Каждый игрок в хоккейной команде выступает в том или ином амплуа: например, защитник либо нападающий. Как, когда выбираются игровые роли?

- Сейчас мы только смотрим. С вратарями, правда, тяжело. Нападающий должен быть шустрым. Вратарь – спокойным, подвижным. Защитник – высокорослым, массивным. Нужно смотреть по характеру и по физическим данным. Но необязательно, что закрепленная за ребенком роль сохранится со временем.

- Как Вы считаете, без чего невозможна хоккейная команда?

- Как любой коллектив. Без сплоченности. Бывает, в команде есть звезды, а коллектива нет. Бывает - игроки средние, никто особенно не отличается, но они - команда. Мастерство и дисциплина бьет класс. Но и без звезд тоже тяжко, их нужно уметь вовремя обуздать, когда нос начинают подымать. Это тоже задача тренера. Есть и проблема с родителями. Порой требуют с детей так, что они завтра должны стать чемпионами. Посмотрим, что получится через два-три года. Или в оркестр духовой пойдем на дудке играть, или продолжать будем.

- В заключение вопрос «на перспективу». Какие цели поставлены Вами на текущий учебный год?

- Хотелось бы, чтобы ребята на коньки встали, чтобы команда стала ровной. Чтобы те, кто давно занимается – ушли вперед, а остальные их догоняли. Потом будет легче работать. Как и с любой командой. Это моя главная задача.

IMG_1474.JPG

Комментарии (0)

Наши партнеры:

Группа Вконтакте Яндекс.Метрика
Создание сайта — веб-студия «Цифровой век»